Советы специалиста по рекламе
Вы открываете магазин!
Вы открываете магазин – это очень здорово! Надеюсь, это будет удачный бизнес, который принесет Вам много денег и удовольствия. Многие предприниматели считают, что наличие качественного товара – это залог хорошей работы и больших продаж. Это не совсем так!

Когда уровень продаж не отражает ожидания, владелец магазина расстраивается, аренда становится тяготой, продавец требует зарплату и говорит, что в магазине конкурентов цены ниже и товар продается куда как более бойко. И чтобы как-то исправить ситуацию владелец начинает снижать цены. СНИЖАЯ ЦЕНЫ, ВЫ ОСМЫСЛЕННО УМЕНЬШАЕТЕ СВОЮ ПРИБЫЛЬ! Если вы снизите цену на 25-30%, клиентов станет больше на 3-5%. Если в итоге прибыль немного превысит аренду, зарплату продавца и налоги, то Вы сможете протянуть еще какое-то время, если нет - закроетесь сразу. Это стандартная ситуация для многих магазинов. Чтобы избежать ее, необходимо помнить одну простую вещь: при снижении уровня продаж эффективным будет отнюдь не снижение цен, а ГРАМОТНО ОРГАНИЗОВАННАЯ РЕКЛАМА.

Предлагаю Вам несколько советов, как правильно организовать рекламный процесс. Почему стоит к ним прислушаться? Потому что в них я объединил знания и опыт, полученные за пять лет обучения по специальности «реклама» и четыре года работы менеджером в различных рекламных агентствах . Ко мне часто приходили начинающие предприниматели, полные энергии и оптимизма, и заказывали вывеску на магазин, а через 2-3 месяца возвращались с хмурыми лицами, чтобы заказать растяжку о продаже магазина. Не допустите, чтобы такое произошло и с Вами.

Итак, Вы арендовали помещение и уже решили, что будете продавать и для кого. Очень важно выделить «своего покупателя». Целевая аудитория чаще всего определяется по нескольким признакам:
- пол,
- возраст,
- географическое положение,
- покупательская способность.
Важно определить Ваших потенциальных покупателей (к примеру, если Вы открываете магазин детских игрушек, следует помнить, что Ваша целевая аудитория, прежде всего, не дети, а их родители, и Ваша реклама должна быть ориентирована, в первую очередь, на них). Заказывая рекламу, думайте именно о том, что хотели бы видеть Ваши покупатели. Задумайтесь над тем, какие потребности удовлетворяет Ваша продукция, потому что в этом и заключается миссия Вашей фирмы.

До открытия
Еще в процессе подготовки помещения магазина к открытию расположите на фасаде информацию о своей деятельности, а именно: дату открытия магазина, его название и, собственно, то, что Вы собираетесь продавать. Не забудьте указать Ваш контактный телефон. Возможно, у Вас появятся клиенты еще до открытия. Используйте для этого, как минимум, лист А4 (для сохранности его можно поместить в файл и скотчем прикрепить на входную дверь или витрину), но я рекомендую для этих целей использовать небольшой баннер или самоклейку. Также, если, конечно, позволяет бюджет, опубликуйте эту информацию в прессе: рекламные газеты и журналы с радостью предложат сделать репортаж и разместить в своих изданиях статью о Вашем магазине. Эффективным будет и размещение рекламы в Интернете: на информационных порталах города, в соцсетях, электронных досках объявлений. Можете арендовать ближайший рекламный щит и повесить на него баннер с информацией об открытии (желательно поместить ее и около магазинов конкурентов, чтобы отобрать часть рынка). Но если бюджет небольшой, хватит и листка А4 на двери магазина. Обязательно в своем информационном послании укажите, что в день открытия покупателей ожидают праздничные скидки, выгодные акции и подарки. Это заставит покупателей думать, что Вы заботитесь о них, и подогреет их интерес.

В день открытия магазина постарайтесь украсить вход воздушными шарами (все-таки это праздник, а празднично оформленный фасад привлекает внимание). Не забудьте про режим работы и табличку «Открыто/Закрыто». Рекомендую также изготовить уголок потребителя.
Вывеска
На вывеске должно быть не только название Вашего магазина, но и указание того, что Вы продаете. Например, «Дарья. Магазин одежды». Если же у Вас есть интересный слоган, отражающий Вашу деятельность, обязательно напишите его.

Заказывать наружную рекламу нужно минимум за две недели до открытия. Пусть лучше Ваша вывеска провисит несколько дней под пленкой, нежели в день открытия монтажники начнут сверлить стены и вешать ее.

Вывеску выбирайте в зависимости от назначения и бюджета. Определитесь, хотите ли Вы, чтобы Ваша вывеска была хорошо видна и в ночное время. От этого зависит, стоит ли Вам делать световую или несветовую вывеску. Световые вывески могут быть самыми разнообразными: например, из световых букв или светового короба. Если же на начальном этапе на световую вывеску денег нет, а привлекать клиентов к своему магазину хочется и вечером, и ночью, Вы можете заказать обычную плоскую вывеску и подсветить ее несколькими софитами. Вариантов и сочетаний довольно много. Все зависит от названия и места монтажа. Проконсультируйтесь со специалистом, и он подберет для Вас оптимальный вариант.

Если в Вашем магазине не один вид товара (как, например, в магазине обуви), а Вы продаете, к примеру, канцтовары, товары для творчества и учебники, то нужно сделать так, чтобы потенциальные покупатели, еще не заходя в магазин, видели, что они могут у Вас приобрести. Как правило, для этих целей используют витринные окна. Изнутри они все равно заставлены стеллажами с товарами, так что на них можно накатать самоклейки с перечнем товаров или сделать аппликацию, если не хотите полностью закрывать окно. Для этого лучше всего использовать изображения и минимум текста, потому что графические изображения воспринимаются лучше написанного.

Акции и скидки
Если Вы хотите постоянно привлекать новых клиентов, акции и скидки просто необходимы. В акции должны быть четко оговорены условия и сроки. Если она будет длиться долго, клиенты решат, что эти цены у Вас постоянны и не будут покупать товар сейчас. Акции должна проходить месяц, максимум два. Заканчивая одну акцию, сразу же начинайте другую. Самый недорогой способ сообщить о новой акции – повесить на фасаде магазина акционный баннер, который не так сложно сменить и довольно быстро и недорого изготовить.

Если вы планируете рекламировать Ваш магазин на щитах, в газетах, журналах, по телевидению, Вам нужно сразу позаботиться о создании своего фирменного стиля. Используйте во всех видах рекламы одни и те же фирменные цвета (не более двух-трех). Лучше всего для узнаваемости работает придуманный персонаж, олицетворяющий Вашу организацию. Его Вы можете придумать сами или взять за аналог уже существующий. Персонажа можно изготовить и поставить в качестве штендера возле магазина и использовать его потом в рекламных целях. Потребители не сразу вспоминают магазин, но персонажа узнают лучше.

! Рекомендую с самого начала работы с рекламным агентством просить отдавать Вам все макеты, которые Вам нарисуют дизайнеры, чтобы Вы могли использовать их для следующих рекламных кампаний.

Мерчандайзинг
В организации работы магазина нет ничего сложного. На начальном этапе можете не читать тяжелые книги о размещении товара, просто прислушаетесь к нескольким простым советам.

  1. Если клиент узнал адрес Вашего магазина из рекламы, то он должен без труда найти его. Если магазин расположен не по фасаду, то поместите на фасаде указатели с названием магазина, ведущие к нему, а на самом магазине – адресную табличку, чтобы покупатели были уверены, что пришли туда, куда нужно.
  2. Театр начинается в вешалки, а магазин с фасада. Покупателям должно быть приятно заходить в Ваш магазин. Поэтому не ленитесь ухаживать за прилегающей территорией и входом: газоны должны быть подстрижены, лестница подметена летом, очищена от снега и присыпана песком зимой, перила и парадная дверь вымыты от грязи и пыли, стекла натерты до блеска. Позаботьтесь о своевременной регулярной уборке всех помещений магазина.
  3. Войдя в Ваш магазин, клиент должен окунуться в атмосферу ненавязчивой доброжелательности и уюта. Включите негромкую спокойную музыку (очень хорошо подходят композиции таких жанров, как чиллаут, лаунж, эмбиент). С помощью освежителей воздуха или ароматических свечей создайте уникальный запах (лучше всего повышают покупаемость запахи свежей выпечки, кофе и ванили). Плакаты с изображением соответствующих товаров гармонично впишутся в интерьер. В продуктовом магазине повесьте плакаты с изображением цитрусовых, свежей выпечки, соков; в магазине одежды - с изображением моделей, на которых будут равняться Ваши клиенты.
  4. Грамотная выкладка товаров – основа успешного маркетинга. В больших магазинах движение покупателя всегда организовано против часовой стрелки. Даже если у Вас небольшой магазин, в котором человек практически не совершает движений, сделайте так, чтобы его взгляд двигался по этой траектории: поставите кассу слева с краю, чтобы, войдя в магазин, клиент первым делом видел товар, а не кассира. Расставляйте товар по классам и категориям. В мерчандайзинге есть четыре зоны расположения товара: горячая, верхняя теплая, нижняя теплая и холодная.
Горячая зона находится на уровне глаз клиента и чуть ниже. Сюда нужно ставить самый востребованный товар.

Немного выше, в верхнюю теплую зону, ставьте новинки - тот товар, с которым Вы хотите ознакомить клиента.

В нижнюю теплую зону (на уровне пояса клиента) ставьте товар, который покупают достаточно, но не так часто, как товар из горячей зоны.

Холодную зону (от колен и ниже) можете использовать как склад дублирующих товаров, туда клиент смотрит в последнюю очередь.

Разместите в предкассовой зоне стеллажи с небольшими сопутствующими товарами с невысокой ценой. Пока продавец считает сдачу, клиент может решить купить что-нибудь еще. Не рекомендую раскладывать такие товары прямо на кассе – это создает видимость беспорядка.

  1. Продавец – это лицо магазина. Вы не найдете ни одного человека, который не хотел бы, чтоб его встречали только опрятные, вежливые и внимательные продавцы. Работа продавца должна быть хорошо спланирована и организована. Не позволяйте ему слоняться по торговому залу или сидеть в присутствии клиентов. Помимо консультации, продавец должен поприветствовать клиента, спросить, что его интересует, предложить соответствующий и сопутствующий товар, совершить сделку купли-продажи, предложить посетить магазин снова, не забыв рассказать о текущих и будущих акциях, распродажах.
Помните: хороший продавец всегда немного психолог – он вовремя подойдет с предложением своих услуг к стеснительному клиенту и тактично пропустит к стеллажам покупателя, уверенно шагающего за уже знакомым товаром, но всегда оставит о себе хорошее впечатление. Поэтому премирование сотрудников за хорошую работу будет Вам на руку.

Удержание клиентов

Привлекать новых клиентов постоянно очень сложно и дорого. Поэтому старайтесь удержать лояльность клиента. В этом плане полезны дополнительные акции и подарки. Например, если человек купил у Вас один товар, сообщите ему, что при покупке второго он получит подарок или скидку. Акции в стиле «1+1=3» будут действенны всегда.

Если человек покупает у Вас несколько товаров, предложите ему выписать дисконтную карту. Не давайте их просто так! Обменивайте их на информацию. Попросите заполнить анкету, в которую будут вписаны: имя, дата рождения, телефон, e-mail, откуда клиент узнал о Вас, что ему понравилось и не понравилось в Вашем магазине. Не делайте анкету слишком большой – это утомит клиента. Но эти данные дадут Вам возможность сообщать с помощью СМС об акциях и скидках, поздравлять с днем рождения от имени магазина, оценивать Ваши рекламные каналы, анализировать преимущества и недостатки Вашей работы.

Чтобы у покупателя осталось хорошее впечатление о Вашем магазине, положите его товар в бесплатный пакет с логотипом и Вашим контактным телефоном, вложите каталог или флаер, а маленькие подарки, вроде календарика или оригинальной авторучки с вашим логотипом, еще раз убедят клиента в том, что Вам важно его внимание.

Продвижение
Чем больше Вы даете рекламы, тем больше потенциальных клиентов узнает о Вас. Самая незатратная реклама – это реклама в Интернете, поэтому используйте ее по максимуму, только не забывайте про единый дизайн.

Пиар тоже является выгодным способом продвижения товара. Многие называют его бесплатной рекламой. В качестве акций Вы можете проводить мастер-классы, спонсировать мероприятия, так или иначе связанные с Вашими товарами. Это не так дорого, но весьма эффективно. К примеру, если у Вас магазин автозапчастей, Вы можете приготовить подарки победителям авто- и мотогонок от Вашего магазина. Главное для Вас, чтобы это запечатлела пресса и Вы попали в выпуск новостей.

Удачных Вам открытий!